Актеры театра «Оранжевое небо» открыли сезон спектаклем «Гроза» по Островскому в театральном лофте «Компас» 4 октября. Корреспондентам газеты «Наше Москворечье-Сабурово» удалось заблудиться, увидеть спектакль из первых рядов, пообщаться с менеджером и режиссером, даже немного всплакнуть, но обо всем по порядку.
Мы вышли из метро «Сретенский бульвар» и сразу оказались перед красивым и большим зданием театра… Нам не сюда. Потому что «Оранжевому небу» не нужны огромные сцены, чтобы поразить своих зрителей. Поэтому переходим дорогу, сворачиваем в проулок, немного петляем по дворам и спускаемся в подвал одного из жилых домов в центре Москвы: здесь и находится театр «Компас». Помещение — небольшое, но уютное, выполнено в особом стиле, напоминающем стимпанк.
Зал постепенно заполняется: среди зрителей много старшеклассников с северо-запада Москвы из школы № 1503, они пришли вместе со своей учительницей по литературе осваивать школьную программу. Высокие школьники, как назло, садятся перед маленькими нами и моментально загораживают обзор, хотя до сегодняшнего дня на свой рост мне жаловаться не приходилось. Вслух говорю, что для счастья мне не хватает еще 5 сантиметров роста.
— Может быть, это спасет ситуацию? — молодые люди за нами жестом фокусников вытаскивают мягкие подушки с задних рядов, которые разом решают все проблемы с комфортом и обзором.
Однако сразу же к нам подходит билетер. Из-за путаницы с местами и невероятного аншлага нам в течение 15 минут предстоит несколько раз сменить места, прежде чем окончательно оказаться на первом ряду.
Свет гаснет.
Несмотря на то, что герои одеты в традиционные костюмы, проблемы их звучат современно. Наблюдаешь за мучениями семьи Кабановых и невольно вспоминаются слова Воланда: «Квартирный вопрос их испортил». Наверное, все в зале сопереживали актерам, вспоминая похожие случаи из своей жизни. И тут нужно отдать должное режиссеру, которая, к слову сама сыграла одну из ролей, — все на сцене выглядит органично. Даже когда современные вставки сопровождают классический сюжет. Например, бедный Тихон, вырвавшись из-под всевидящего ока своей мамы, в рокерской бандане танцует под песню Depeche Mode «Wrong». Ну а кто бы не танцевал?
Спустя полтора часа — антракт. Зрители собираются в холле, чтобы выпить чай и перевести дух. Постепенно все начинают делиться впечатлениями.
Все отзывы — положительные, зрители ждут продолжения. Однако школьник, который стоит передо мной, расстроенно говорит своему приятелю:
— Из-за этого спектакля я «Молодежку» посмотреть не успею.
Мы с коллегой переглядываемся и с трудом сдерживаем смех. Поэтому отходим и решаем пообщаться с менеджером театра. У него располагающая улыбка, громкий голос и невероятная харизма, поэтому я невольно спрашиваю у него:
— Вы, случайно, не актер?
— А вы, случайно, не актриса? — отвечает он мне, и мы дружно смеемся. Он рассказывает нам, что посмотрел все спектакли «Оранжевого неба» и всем рекомендует последовать его примеру. С этим театром «Компас» работает уже год: предоставляет актерам площадку, а репетируют они в районной библиотеке № 167: сами готовят декорации, ставят танцы и шьют костюмы.
Но перерыв подходит к концу, а обаятельный Самир Ильмарк, который играет Кулигина, зовет всех в зал: «Актерам не терпится показать вам, что будет дальше». Во втором акте сюжет приобретает романтичный и при этом трагичный настрой. Не будем вам рассказывать всего, но отметим некоторые детали. Например, интересно передан характер сына Кабанихи — Тихона: его сестра Варвара говорит о нем и вертит плюшевого мишку — игрушку в руках властной женщины.
Трагичные момента спектакля смягчает юмор: Катерина говорит об ангелах, и они выходят на сцену, комично нелепые с самодельными нимбами и пришитыми на спине плюшевыми крылышками. Только вот в преддверии трагического финала от их вида и движений становится не по себе. Глубоко символична и последняя сцена. Все герои, без Катерины, стоят с фонарями: она умерла, но свет — метафора внутренней свободы — остался.
Следует воздать должное актерам: они работали на полную, а некоторые блистали сразу в нескольких ролях. Так, Виталий Колдаев сыграл буйного купца Дикого и сразу же — его смелого конторщика Кудряша — возлюбленного Варвары. Достаточно пройти через кулисы — и он уже в новом костюме и образе. Многие в зале еще долго спорили, один это человек или два. А когда артисты вышли на поклон, зрители долго хлопали и не отпускали их, дарили цветы и подарки, обнимались. А на прощание все сделали с ними общее фото в честь начала театрального сезона.
В общем, режиссер спектакля Антонина Лебедева сдержала свое слово: спектакль близок и понятен современному зрителю, но не утратил духа давно ушедшей эпохи. Даже школьники оказались под впечатлением: они никак не ожидали такого от классического произведения.
Действительно, «Оранжевому небу» не нужны огромные сцены, чтобы поразить своих зрителей.
«чтд».*
«чтд»* — что и требовалось доказать
Автор: Полина Максимова
Фото: страница театра в соцсетях
Метки: Островский, спектакль "Гроза", Театр "Оранжевое небо", театральный лофт "Компас"