Воспитанники радиокружка с робототехническим уклоном “Мой робот”, который работает в центре досуга и спорта “Вертикаль”, приняли участие в Первенстве Москвы по спортивной радиопеленгации в воскресенье, 24 сентября.
Корреспондент районной газеты “Наше Москворечье-Сабурово” посетил одно из их занятий и узнал, что такое робототехника, кто там занимается, и чему там учат.
Мне всегда казалось, что робототехника — это что-то очень сложное и очень скучное. Перед занятием в “Вертикали” я даже взяла с собой блокнот и ручку, потому что мне казалось, что мы будем сидеть перед зеленой доской в кабинете, на которой преподаватель будет объяснять нам законы Архимеда и сохранения импульса. Именно поэтому, подходя к двери кабинета и слыша громкий детский смех, я удивилась: ребята лет 7-8 сидели на полу и держали в своих руках что-то, похожее на LEGO.
Я заметила руководителя клуба, который сидел в дальнем углу комнаты, и направилась к нему, переступая разноцветные детали, разбросанные по всему полу, чувствуя себя пешеходом, который всегда переступает трещинки на асфальте, и верит, что благодаря этому все будет хорошо.
По образованию Сергей Кушков — инженер-электронщик. Он сам создал кружок “Мой робот” в конце 2014 года. “Раньше у нас в Москворечье-Сабурове был просто радиокружок. Однако потом так сложились обстоятельства, что знакомые попросили, чтобы я начал им руководить. Согласившись, мне показалось, что в радиосвязь надо вдохнуть новое направление, робототехническое. И мы попали в точку, это действительно имеет успех”, — поделился Сергей Евгеньевич.
Успех действительно виден. Рядом со столом руководителя “Моего робота” стоят полки, полностью заставленные множеством кубков разных размеров.
— Вот результаты нашей деятельности. На одной из городских олимпиад мы заняли призовое место и нас наградили этим катером. А это — наша самая серьезная победа, — сказал Сергей, показывая большой золотой кубок, верхушку которого украшал земной шар, — мы получили его на Всероссийских робототехнических соревнованиях “РОБОТиЯ”. К нему еще шел сертификат на достаточно крупную сумму, которую можно будет потратить на детали для создания роботов. Длились состязания целый год и состояли из трех этапов. В одном из этапов (домашнее задание — корр.) мы собрали машину Голдберга, которая поднимала российский флаг и играла гимн.
Напротив стеллажей с наградами стоит большой странный предмет. Приглядываюсь — механическая “рука”, прикрепленная к специальным осям, перед которой лежит шахматная доска. Сергей Евгеньевич, увидев мой интерес, говорит, что этот проект делает ученик из старшей группы, которая придет через полчаса, и пообещал, что Егор, так зовут создателя этого робота, мне все объяснит.
Большинство воспитанников младшей группы занимались тем, что собирали машинки из ярких разноцветных деталей, сделанных из пластмассы. Более того, детям при помощи обычных резинок и маленьких круглых деталей удавалось приводить автомобильчики в движение, что моему гуманитарному мозгу уже казалось довольно сложным, но в принципе постижимым. Наблюдая за тем, как маленькие детские ручки ловко наматывают резинки, я поняла, что приводит эти цветные машинки в движение. В конце занятия Сергей Кушков провел для ребят гонки.
«Сейчас их вон сколько много, 14 человек детей, а через два-три года останутся единицы, — говорит руководитель клуба, когда родители начинают забирать ребят по домам, — потому что это очень сложно, как музыка или как рисование. Для занятий по робототехнике нужно и терпение, и выдержка, и, конечно же, фантазия, придумывать все это, разрабатывать. Не всем это дано. В старшей группе ребята очень толковые, кубки об этом говорят, даже девочка занимается второй год уже».
Я решила поинтересоваться, каким набором знаний должен обладать роботехник. Естественно, такой специалист должен дружить с математикой, но это далеко на все. Профессионал должен знать множество дисциплин, в том числе материаловедение, механику, кинематику, начальный уровень сопромата, программирование и множество других наук с пугающими названиями. Кроме того, Сергей сказал, что все ребята прекрасно владеют паяльником.
В этот момент начали приходить ребята из старшей группы. Первым, с кем я познакомилась, был Ярослав, который делает машину, играющую в футбол.
Соревнования, как объяснил Сергей Кушков, как правило, делятся на два направления: творческое, где ребята придумывают сложные проекты, и спортивно-техническое, где нужно соревноваться при помощи созданных тобою механизмов.
«Что касается второй категории, тут еще необходимо быть и настоящим спортсменом. А то часто бывает так, что создал хорошую модель, вышел соревноваться, а эмоций нужных нет, ты путаешься, рука залипает, нажимает не на ту кнопку, и машина уходит в сторону. Очень обидно потом, что ты на это столько времени потратил», — говорит Сергей.
Из ребят, которые увлекаются такими спортивно-техническими, как робо-футбол или гонки, получаются хорошие пилоты, операторы или специалисты на станциях управления космическими кораблями, так как они могут управлять сложными механизмами в реальный момент времени и быстро принимать решения.
После Ярослава пришла девочка Катя. Она занимается у Сергея второй год. Недавно Катин танк помог стать команде чемпионами на соревнованиях — робобоях. Он был очень большой и смог столкнуть всех оппонентов с арены. Ему помогал еще один робот с когтем Архимеда, которые позволял подцеплять противников и отбрасывать их. На занятии девочка разбирала этот механизм, чтобы впоследствии сделать инструкции по его сборке. На мой вопрос, кем Катя хочет стать, когда вырастет, она ответила, что еще не знает: “Или акробаткой, или программистом, или инженером”.
— Акробаткой? Ты занимаешься акробатикой? Можешь сделать сальто? — удивляюсь я. Катя скромно улыбается и кивает:
— Хотя на руках ходить мне нравится больше…
Затем пришли Ростислав и Даня. Первый мальчик занимался укреплением своей машины, которую он спроектировал. Скоро его механизм будет участвовать в гонках на выживание. Даня собирал автомобиль, который будет участвовать в робо-футболе.
Последним пришел Егор, которого я очень ждала, чтобы узнать о большой механической “руке” перед полем для шашек.
Мальчик рассказал, что робот действительно будет играть в шашки, а со временем — еще и в шахматы. И в го. Сергей Кушков отметил, что подобное устройство еще можно будет использовать в каком-нибудь полезном деле, например, такой механизм мог бы раскладывать и рассортировывать лекарства в больницах.
Егор начал показывать мне, как устроено его изобретение: “В принципе, механизм сможет играть в любую игру, надо будет только модифицировать манипулятор и немножко поменять программу. Сначала это будет происходить рандомно, конечно, но я напишу программу, чтобы робот обдумывал, как он будет ходить, но думаю, что ты понимаешь, что это нелегко”.
Кстати, недавно Стефания Кушкова, кандидат в мастера спорта по шашкам, сыграла с этим роботом турнир. Правда, аппарат был на ручном управлении, Егор и Сергей отслеживали работу всех механизмов.
“Работа над роботом началась еще в мае, но летом особо не было времени им заниматься, так как то я был не в Москве, то еще что-то, а скоро уже начинаются олимпиады, поэтому надо заканчивать уже. Сейчас у меня сделаны все механизмы, по сути, осталось “промыть ему мозги”, чтобы он самостоятельно играл в шашки, и все”, — говорит Егор, открывая ноутбук, чтобы начать писать программу в блоковой системе.
На протяжении полутора часов я наблюдала за работой ребят и поражалась их фантазии и тому, как усердно они работаю, исправляют неточности, переделывают все аккуратно. На их месте я бы забросила уже эту идею, вместо того, чтобы в третий раз подряд переделывать что-то, а они сидят и стараются.
Когда время занятий подошло к концу и ребята разошлись, я сказала Сергею Евгеньевичу, что поражена терпением и усидчивостью его воспитанников.
«Да, это вообще очень приятно наблюдать за тем, как открываются новые таланты. Ты все время мотивируешь ребенка, подстегиваешь, здесь что-то покажешь, там упрекнешь, они это чувствуют и начинают работать. Очень приятно направлять детей на творчество. Самое главное — не делать ничего за них. Вы видели, я не ничего не делаю, только даю советы. Только иногда могу помочь переставить детальку, чтобы ребенок увидел, как это должно быть. Иногда один раз бывает лучше показать, он понимает и начинает сам делать», — завершает наш разговор Сергей Кушков, и я с горящими глазами выхожу на улицу.
Автор: Елизавета Оганесян
Метки: дополнительное образование, досуг, робототехника, Сергей Кушков, Центр досуга и спорта Вертикаль