Новости

Робототехника в «Вертикали»: шашки, танки и акробаты

27/09/2017
Ярослав за работой
Ярослав за работой

Воспитанники радиокружка с робототехническим уклоном “Мой робот”, который работает в центре досуга и спорта “Вертикаль”, приняли участие в Первенстве Москвы по спортивной радиопеленгации в воскресенье, 24 сентября.

Корреспондент районной газеты “Наше Москворечье-Сабурово” посетил одно из их занятий и узнал, что такое робототехника, кто там занимается, и чему там учат.

Мне всегда казалось, что робототехника — это что-то очень сложное и очень скучное. Перед занятием в “Вертикали” я даже взяла с собой блокнот и ручку, потому что мне казалось, что мы будем сидеть перед зеленой доской в кабинете, на которой преподаватель будет объяснять нам законы Архимеда и сохранения импульса. Именно поэтому, подходя к двери кабинета и слыша громкий детский смех, я удивилась: ребята лет 7-8 сидели на полу и держали в своих руках что-то, похожее на LEGO.

Младшая группа
Младшая группа

Я заметила руководителя клуба, который сидел в дальнем углу комнаты, и направилась к нему, переступая разноцветные детали, разбросанные по всему полу, чувствуя себя пешеходом, который всегда переступает трещинки на асфальте, и верит, что благодаря этому все будет хорошо.

По образованию Сергей Кушков — инженер-электронщик. Он сам создал кружок “Мой робот” в конце 2014 года. “Раньше у нас в Москворечье-Сабурове был просто радиокружок. Однако потом так сложились обстоятельства, что знакомые попросили, чтобы я начал им руководить. Согласившись, мне показалось, что в радиосвязь надо вдохнуть новое направление, робототехническое. И мы попали в точку, это действительно имеет успех”, — поделился Сергей Евгеньевич.

Успех действительно виден. Рядом со столом руководителя “Моего робота” стоят полки, полностью заставленные множеством кубков разных размеров.

Награды кружка "Мой робот"
Награды кружка «Мой робот»

— Вот результаты нашей деятельности. На одной из городских олимпиад мы заняли призовое место и нас наградили этим катером. А это — наша самая серьезная победа, — сказал Сергей, показывая большой золотой кубок, верхушку которого украшал земной шар, — мы получили его на Всероссийских робототехнических соревнованиях “РОБОТиЯ”. К нему еще шел сертификат на достаточно крупную сумму, которую можно будет потратить на детали для создания роботов. Длились состязания целый год и состояли из трех этапов. В одном из этапов (домашнее задание — корр.) мы собрали машину Голдберга, которая поднимала российский флаг и играла гимн.

Напротив стеллажей с наградами стоит большой странный предмет. Приглядываюсь — механическая “рука”, прикрепленная к специальным осям, перед которой лежит шахматная доска. Сергей Евгеньевич, увидев мой интерес, говорит, что этот проект делает ученик из старшей группы, которая придет через полчаса, и пообещал, что Егор, так зовут создателя этого робота, мне все объяснит.

Робот, который играет в шашки
Робот, который играет в шашки

Большинство воспитанников младшей группы занимались тем, что собирали машинки из ярких разноцветных деталей, сделанных из пластмассы. Более того, детям при помощи обычных резинок и маленьких круглых деталей удавалось приводить автомобильчики в движение, что моему гуманитарному мозгу уже казалось довольно сложным, но в принципе постижимым. Наблюдая за тем, как маленькие детские ручки ловко наматывают резинки, я поняла, что приводит эти цветные машинки в движение. В конце занятия Сергей Кушков провел для ребят гонки.

«Сейчас их вон сколько много, 14 человек детей, а через два-три года останутся единицы, — говорит руководитель клуба, когда родители начинают забирать ребят по домам, — потому что это очень сложно, как музыка или как рисование. Для занятий по робототехнике нужно и терпение, и выдержка, и, конечно же, фантазия, придумывать все это, разрабатывать. Не всем это дано. В старшей группе ребята очень толковые, кубки об этом говорят, даже девочка занимается второй год уже».

Я решила поинтересоваться, каким набором знаний должен обладать роботехник. Естественно, такой специалист должен дружить с математикой, но это далеко на все. Профессионал должен знать множество дисциплин, в том числе материаловедение, механику, кинематику, начальный уровень сопромата, программирование и множество других наук с пугающими названиями. Кроме того, Сергей сказал, что все ребята прекрасно владеют паяльником.

В этот момент начали приходить ребята из старшей группы. Первым, с кем я познакомилась, был Ярослав, который делает машину, играющую в футбол.

Соревнования, как объяснил Сергей Кушков, как правило, делятся на два направления: творческое, где ребята придумывают сложные проекты, и спортивно-техническое, где нужно соревноваться при помощи созданных тобою механизмов.

«Что касается второй категории, тут еще необходимо быть и настоящим спортсменом. А то часто бывает так, что создал хорошую модель, вышел соревноваться, а эмоций нужных нет, ты путаешься, рука залипает, нажимает не на ту кнопку, и машина уходит в сторону. Очень обидно потом, что ты на это столько времени потратил», — говорит Сергей.

Из ребят, которые увлекаются такими спортивно-техническими, как робо-футбол или гонки, получаются хорошие пилоты, операторы или специалисты на станциях управления космическими кораблями, так как они могут управлять сложными механизмами в реальный момент времени и быстро принимать решения.

После Ярослава пришла девочка Катя. Она занимается у Сергея второй год. Недавно Катин танк помог стать команде чемпионами на соревнованиях — робобоях. Он был очень большой и смог столкнуть всех оппонентов с арены. Ему помогал еще один робот с когтем Архимеда, которые позволял подцеплять противников и отбрасывать их. На занятии девочка разбирала этот механизм, чтобы впоследствии сделать инструкции по его сборке. На мой вопрос, кем Катя хочет стать, когда вырастет, она ответила, что еще не знает: “Или акробаткой, или программистом, или инженером”.

— Акробаткой? Ты занимаешься акробатикой? Можешь сделать сальто? — удивляюсь я. Катя скромно улыбается и кивает:

— Хотя на руках ходить мне нравится больше…

Затем пришли Ростислав и Даня. Первый мальчик занимался укреплением своей машины, которую он спроектировал. Скоро его механизм будет участвовать в гонках на выживание. Даня собирал автомобиль, который будет участвовать в робо-футболе.

Последним пришел Егор, которого я очень ждала, чтобы узнать о большой механической “руке” перед полем для шашек.

Мальчик рассказал, что робот действительно будет играть в шашки, а со временем — еще и в шахматы. И в го. Сергей Кушков отметил, что подобное устройство еще можно будет использовать в каком-нибудь полезном деле, например, такой механизм мог бы раскладывать и рассортировывать лекарства в больницах.

Егор и его изобретение
Егор и его изобретение

Егор начал показывать мне, как устроено его изобретение: “В принципе, механизм сможет играть в любую игру, надо будет только модифицировать манипулятор и немножко поменять программу. Сначала это будет происходить рандомно, конечно, но я напишу программу, чтобы робот обдумывал, как он будет ходить, но думаю, что ты понимаешь, что это нелегко”.

Кстати, недавно Стефания Кушкова, кандидат в мастера спорта по шашкам, сыграла с этим роботом турнир. Правда, аппарат был на ручном управлении, Егор и Сергей отслеживали работу всех механизмов.

“Работа над роботом началась еще в мае, но летом особо не было времени им заниматься, так как то я был не в Москве, то еще что-то, а скоро уже начинаются олимпиады, поэтому надо заканчивать уже. Сейчас у меня сделаны все механизмы, по сути, осталось “промыть ему мозги”, чтобы он самостоятельно играл в шашки, и все”, — говорит Егор, открывая ноутбук, чтобы начать писать программу в блоковой системе.

Егор программирует робота
Егор программирует робота

На протяжении полутора часов я наблюдала за работой ребят и поражалась их фантазии и тому, как усердно они работаю, исправляют неточности, переделывают все аккуратно. На их месте я бы забросила уже эту идею, вместо того, чтобы в третий раз подряд переделывать что-то, а они сидят и стараются.

Когда время занятий подошло к концу и ребята разошлись, я сказала Сергею Евгеньевичу, что поражена терпением и усидчивостью его воспитанников.

Занятия в кружке "Мой робот"
Занятия в кружке «Мой робот»

«Да, это вообще очень приятно наблюдать за тем, как открываются новые таланты. Ты все время мотивируешь ребенка, подстегиваешь, здесь что-то покажешь, там упрекнешь, они это чувствуют и начинают работать. Очень приятно направлять детей на творчество. Самое главное — не делать ничего за них. Вы видели, я не ничего не делаю, только даю советы. Только иногда могу помочь переставить детальку, чтобы ребенок увидел, как это должно быть. Иногда один раз бывает лучше показать, он понимает и начинает сам делать», — завершает наш разговор Сергей Кушков, и я с горящими глазами выхожу на улицу.

Автор: Елизавета Оганесян

 

Метки: , , , ,

Выбор редактора