Общественный транспорт Москвы перевозит в среднем до 15 миллионов человек в сутки. Количество маршрутов достигло нескольких сотен. Однако так было далеко не всегда – формирование столичной транспортной системы в том виде, в каком мы ее знаем, началось всего несколько десятилетий назад. В нашей еженедельной рубрике мы расскажем, когда открылась первая в ЮАО станция метро, и в каком году по территории округа впервые проехал троллейбус.
Московский трамвай
Одним из самых старых видов городского пассажирского транспорта Москвы является трамвай. Торжественное открытие первой линии произошло 25 марта (6 апреля) 1899 года. Она проходила от Бутырской заставы до Петровского парка.
В первые десятилетия ХХ века протяженность трамвайных путей в столице постоянно росла, но большинство маршрутов пролегало в центре. В Южном округе первую колею (она шла в Чертаново) проложили только в 60-х годах прошлого века.
В настоящий момент протяженность трамвайных линий составляет 417 километров. В столице функционирует 49 маршрутов, шесть из которых проходят (полностью или частично) по территории ЮАО (трамваи №№1, 3, 16, 35к, 47 и 47к, 49).
Автобусное сообщение
Сейчас сложно поверить, но вплоть до 50-х годов автобусы были мало задействованы в системе общественного транспорта Москвы – на их долю приходилось всего 8% пассажиропотока.
Первые линии, открывшиеся в 1907-08 годах, проходили по территории тогдашнего пригорода: от Камер-коллежског
Активное развитие автобусного сообщения произошло в период бурной застройки городских окраин. Если в пятидесятых годах в Москве насчитывалось всего 24 городских маршрута, то спустя двадцать лет их количество возросло до 226.
В настоящий момент в Москве функционирует несколько сотен маршрутов, в том числе несколько ночных.
История московского троллейбуса
Первая троллейбусная линия в Москве начала работать в 1933 году. Ее маршрут пролегал от Тверской заставы (Белорусский вокзал) до села Всехсвятского (ныне район станции метро «Сокол»). До Южного округа этот вид транспорта добрался пятью годами позже – линию проложили от Крымской площади до Даниловского рынка.
В последующие годы протяженность маршрутов и интенсивность движения троллейбусов постоянно возрастали, однако особенно активно использовать их начали во время войны. Они не только перевозили пассажиров – их зачастую переоборудовали под грузовики.
В середине прошлого века, в эпоху бурной городской застройки, троллейбус стал одним из основных видов наземного транспорта. Столичная сеть до сих пор удерживает звание крупнейшей в мире, хотя в последние годы темпы ее развития заметно снизились.
На сегодняшний день в Москве действуют 78 маршрутов (их них 7 – на территории ЮАО) и 9 парков.
Московское метро
Первые проекты московского метро появились еще до революции, но тогда столичные власти не решились на такой сложный и дорогостоящий проект.
К строительству подземных путей приступили в начале 30-х, когда стало окончательно ясно – наземный транспорт не справляется с возрастающим пассажиропотоком
Первая линия, открывшаяся 15 мая 1935 года, проходила от «Сокольников» до «Парка культуры». В Южном округе станция метро («Автозаводская»
Последняя открывшаяся на территории ЮАО станция – «Технопарк». Она была введена в эксплуатацию 28 декабря 2015 года. В проекте столичной подземки появилась еще в 70-х годах, однако на тот момент поблизости не было ни жилой застройки, ни промышленных зданий, и строительство признали нецелесообразным
Фото: музей автобуса
Метки: история, транспорт, южный округ