Мы публикуем вторую часть рассказа о родном дедушке депутата Совета депутатов муниципального округа Москворечье-Сабурово Ивана Тимохова – ветеране Великой Отечественной войны Константине Тимохове.
Повестка из военкомата пришла 20-летнему пареньку в 1939 году – его направили в школу младших специалистов при Ворошиловградской средней школе. После этого, уже в звании сержанта, Константин Тимохов поступил в Смоленское военно-политическое училище им. Молотова, которое готовит замполитов авиационных эскадрилий. Начало войны застало молодого бойца в летних лагерях под Смоленском. Первым задержанием Константина Тимохова стали фашисты, переодетые в форму милиционеров, которые ночью под прикрытием бомбежки железнодорожной станции высадились для внезапной атаки. Вскоре после этого сержант Тимохов окончил летнюю школу в грузинском Телави, Каченскую летнюю школу и был назначен сначала замполитом в 15-й истребительный авиаполк, а затем – на аналогичную должность в 273-ю истребительную авиадивизию. Окончание войны он встретил уже в звании капитана 2 мая 1945 г. в Берлине.
Кроме неопубликованной рукописи «Летчики-комсомольцы в боях за Родину», рассказывающей о подвигах комсомольцев 16-й воздушной армии, военные воспоминания капитана Тимохова нашли свое место в военных мемуарах Н. Кузнецова «Годы испытаний». Данная книга объемом 320 страниц выпущена издательством «Лениздат» в 1987 г. На ее страницах Константин Тимохов рассказывает о самых запоминающихся эпизодах Великой Отечественной войны.
О приключениях командира:
«Когда командир полка Хлусович возвращался после жаркого боя, то по ошибке сел на аэродром, который уже успели захватить немцы. После того как он зарулил на стоянку, к нему подбежал немец с маузером. Хлусович выбил маузер из рук врага, смог взлететь и удачно вернуться к своим»
О Курской битве:
«Перед началом Курской битвы на нас был совершен налет 500 немецких самолетов, из которых летчикам нашего 6-го истребительного авиакорпуса удалось сбить 50. По существовавшему тогда закону на каждый сбитый самолет наземные части должны были давать подтверждение в виде справки, в которой указывалось время, место падения, номер машины и другие данные. Собирать эти подтверждения отправили меня. В эту поездку я смог увидеть подготовку наших войск к битве, рубежи обороны и даже сдавшихся в плен немца и поляка, которые и предупредили о времени начала вражеского наступления. Уже после того, как началась Курская битва, наши летчики сбили еще 29 самолетов, и меня в очередной раз послали за подтверждением на них. Все гудело, кругом бомбежки, артобстрелы. Когда после поездок я начинал есть, то от еды несло трупным запахом: сало – пахнет трупом, беру хлеб – тоже самое, попробовал одеколон – но и он был таким же. Когда я вернулся в часть, то узнал, что уже прошла реорганизация, и должность мою упразднили. В это время в дивизии снимали помощника по работе с комсомолом, и начальник политотдела 273-й ИАД полковник Злой М.С., герой Хасана, взял меня в политотдел. Я все время находился в частях, беседовал с летчиками и техниками, распространял их опыт в других полках и писал в газеты «Доблесть» и «Красная Звезда». В ходе Курской битвы старший лейтенант Кормин и лейтенант Камилетдинов вылетели на разведку немецких танков, и когда они, обнаружив танки, успешно выполнили задание и возвращались на аэродром, их обстреляли с земли. Камилетдинов был ведомым летчиком, и он мужественно выполнил свои обязанности перед ведущим. Даже когда пуля пробила ему через челюсть, он и в таком состоянии продолжал выполнять задание, прикрывая командира. Только зарулив на стоянку, летчик потерял сознание».
О том, как нашел свою любовь:
«Как-то я пришел в деревню, стал просматривать газеты. Читая «Комсомольскую правду», на последней странице я увидел фотографию, под которой была подпись: «Ученики из школы рабочей молодежи на лабораторных занятиях по физике». Я прочитал, что Людмила Беляева, контролер заводской лаборатории, живя далеко от завода, встает в 5 утра, а после работы на заводе идет прямо в школу и весной собирается сдавать экзамены. Меня удивило, как можно работать и учиться одновременно, да и внешность девушки понравилась. Я написал ей письмо в школу, где она училась. Несмотря на то, что в школу приходили сотни писем, она мне ответила, и у нас завязалась переписка, которая длилась более двух лет. Я приехал в Москву 1 мая 1946 года, и мы впервые встретились. Затем я уехал в Германию и взял отпуск. Свадьбу мы справили в Москве и на моей родине, на Брянщине. В 1996 году исполнилось 50 лет со дня нашей свадьбы. «Комсомольская правда» на первой полосе разместила мою фотографию в военной летной форме с женой и внуками».
Мать Константина Тимохова, воспитавшая кроме него еще шестерых сыновей, награждена орденом «Материнской славы». Сам же Константин Тимохов за свой огромный вклад имеет множество наград. Среди которых 3 ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны, орден к 50-летию Победы, медали «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «За 20 лет безупречной службы», а также медаль Жукова.
Депутат Совета депутатов муниципального округа Москворечье-Сабурово Иван Тимохов записал своего родного дедушку в «Бессмертный полк» – проект, призванный сохранить память о ветеранах Великой Отечественной войны, тех, кто не жалея своей жизни, боролся за освобождение Родины.
Первую часть материала о Константине Тимохове можно прочитать здесь.