Вопрос качества преподавания и изучения русского языка в образовательных учреждениях поднят в канун нового учебного года. О том, с чем это связано, и какие меры будут предприниматься в ближайшее время, рассказала депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.
Защиту, сохранение и развитие русского языка в настоящий момент гарантируют несколько федеральных и региональных законов. Например, такие как «О государственном языке Российской Федерации» и «О языках народов Российской Федерации».
— Юридический казус состоит в том, что законы написаны в разное время, поэтому в некоторых принципиальных моментах друг другу противоречат, — рассказала Любовь Николаевна. – Нагляднее всего несогласованность отразилась в системе образования.
С одной стороны, русский язык — государственный, всеобщий язык общения. С другой — он один из родных, национальных языков. То есть одновременно и самый главный, и такой же, как все другие. В законе «Об образовании в Российской Федерации» попытались противоречие разрешить и написали, что каждый ребенок имеет право на изучение родного языка, в том числе русского.
— В настоящий момент перед методистами поставлена задача определить, что значит преподавать русский язык как государственный и русский язык как родной, — отметила парламентарий. – Это необходимо для того, чтобы не нарушить права других ребят с другими родными языками, чтобы русскоязычные дети не оказались в более выигрышной ситуации перед ЕГЭ.
Синхронизировать законы в части функционирования русского языка предстоит специальной правительственной комиссии, которую премьер-министр России Михаил Мишустин создал 11 августа этого года.
— Комиссии предстоит проделать огромную работу, — пояснила Любовь Духанина. – Необходимо определить новые нормы, убрать возникшие противоречия, поскольку они влияют и на изучение, и на обучение, и на применение, и на требования к самому языку.
Утвержденные законодательно новые нормы русского языка необходимы каждому, даже людям, далеким от лингвистики и школьного образования. В обиход вошли новые, заимствованные слова, например, такие как дедлайн, уикенд, бекграунд, блекаут, чекап. Люди все чаще используют сокращенные слова, смайлы. И не всегда эти новшества ведут к качественному изменению, обогащению русского языка.
— Для государственного, официального языка должны устанавливаться и сохраняться нормы, которые помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность, — объяснила Духанина. — В противном случае под угрозой окажется одна из его важнейших функций — культурная. Необходимо регулярно определять, какие новшества должны становиться нормой, используемой в официальной коммуникации, а какие нет.
Любовь Духанина уверена, что школе, педагогам, каждому, кто говорит на русском языке, необходимо уже сейчас осознанно и ответственно подойти к его изучению, использованию и сохранению.
— К сожалению, социальные сети часто демонстрируют искаженный и примитивный язык, — подчеркнула Любовь Николаевна. — Поэтому юному поколению важно видеть и слышать красивый и грамотный русский язык, и речь учителя современной школы должна стать эталоном, образцом для подражания.
Справка
Любовь Николаевна Духанина представляет в Государственной Думе Российской Федерации территориально-избирательный округ № 203, куда входят районы Братеево, Зябликово, Орехово-Борисово Северное и Южное, Царицыно, Бирюлево Восточное и Западное.
Фото школьных занятий: из архива на сайте Мэра Москвы
Метки: Любовь Духанина, образование, русский язык